ЯХТ-КЛУБ «ГАЛС»

г. ОЗЕРСК

1950-2000 г.


              Содержание

Краткая история яхт-клубов.
История появления первых яхт в Озёрске.
Деятельность яхт-клуба в 50-х – 60-х годах.
Деятельности яхт-клуба в 70-х – 80-х годах.
Деятельность яхт-клуба с 90-х годов до 2002 года.
Список источников и литературы..
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Статьи, очерки, заметки о Яхт-клубе в Интернете


Краткая история яхт-клубов

Трудно найти в истории человечества какое-либо другое открытие, кото­рое можно было бы поставить в один ряд с изобретение колеса и паруса. Имя того первого, кто догадался поднять над своим челном кусок ткани и поймать ветер, сделать его своим слугой, осталось безвестным. С древнейших времен парусные суда как средство передвижения использовались народами, населяю­щими берега морей, озер и больших рек.

Исторические и археологические находки и свидетельства устного эпоса разных народов говорят лишь, что парусные суда строились ещё за много веков до нашей эры и их строительство постоянно совершенствовалось, появля­лись конструктивные находки, которые позволяли сооружать быстроходные суда. Именно на парусниках переплыли океан первооткрыватели Америки, Австралии и Антарктиды.

Спортивные соревнования парусников, вероятно, проводились ещё во времена Гомера, но их результаты нигде не были зафиксированы, и потому ис­тория парусного спорта начинается с момента создания первых яхт-клубов.

Первым в мире яхт-клубом по его уставу, положению и задачам следует признать Невскую флотилию, созданную по указу Петра I 12 апреля 1718 г. Од­нако после смерти Петра Невская флотилия распалась, и потребовалось свыше ста лет, чтобы в России появился новый яхт-клуб. В 1846 г. был выработан ус­тав «Императорского Санкт-Петербургского яхт-клуба». Первая гонка этого клуба, в которой принимало участие семь парусников довольно большого тон­нажа, состоялась 8 июля 1847 г. Состязались за Толбухиным маяком, и главный приз – серебряную вазу – выиграл тендер «Варяг». Однако этот яхт-клуб был настолько далёк от спорта, что в конце столетия его комитет заявил офици­ально: «члены Императорского яхт-клуба спортом не занимаются»

В 1858 г. в Петербурге был организован кружок любителей паруса, кото­рый получил необычное по тем временам название «Моряк на все руки». На­звание это в морском министерстве не понравилось, и после нескольких меся­цев переписки кружок был переименован в «невский яхт-клуб». Клуб был от­крыт для представи­телей всех сословий, и высшим петербургским сановникам не понравилось, что популярный клуб не попадает под их влияние. И к пятиде­сятилетию своего сущест­вования этот клуб получил наименование «Импера­торский речной яхт-клуб». К этому времени в нём насчитывалось более пятисот яхт, а постоянных членов – свыше двух с половиной тысяч человек.

В России появлялись яхт-клубы и в других городах, и к девяностым годам 19 века их насчитывалось уже около семидесяти. Но до 1912 г. эти клубы были ни­как не объединены. Балтийский и Финляндский парусные союзы не были нацио­нальными. А так как в стране не было общенациональной организации, то и участ­вовать в олимпийской регате яхтсмены России не могли. Такая угроза оказалась весьма действенной, и очень быстро был образован Российский парусный гоноч­ный союз. В марте 1912 г. был утвержден его устав, а в апреле он уже был принят в Международный союз. В этом же году российские яхтсмены впервые приняли уча­стие в олимпийских играх в Швеции, где бронзовую медаль завоевал А. Вышнеградский

Кроме Невской флотилии на звание первого в мире яхт-клуба претендует также Водный клуб, созданный в 1720 г. в Ирландии в городе Корк. Англичане счи­тают его первым яхт-клубом, хотя в Невской флотилии было свыше ста человек, а в клубе Корка всего двадцать пять. Впрочем, спор этот никакого значе­ния не имеет, так как Водный клуб прекратил своё существование в 1765 г.

В чём бесспорно первенство принадлежит англичанам, так это в организации и проведении первой гонки яхтсменов любителей. В 1662 г. английский король Карл II на яхте «Джами», построенной по его собственным чертежам, выиграл со­стязание от Гринвича до Травесунда и обратно у своего брата – герцога Йоркского.

Американцы основали свой первый яхт-клуб в Нью-Йорке в 1811 г., но он бы­стро рас­пался. Вторично – и на сей раз успешно – попытка создать клуб была пред­принята в 1844 г. А уже в 1851 г. члены этого клуба приняли участие в между­народ­ных соревнованиях – они вы­ступили на состязаниях за «Кубок королевы», который учредила королева Англии Виктория для победителей гонки вокруг ост­рова Уайт. Янки по подписке собрали деньги на строитель­ство яхты для этой гонки и дали ей на­звание «Америка».

В том состязании с четырнадцатью английскими яхтами американцы одер­жали убеди­тельную победу и … увезли к себе копию кубка, так как королева учре­дила этот трофей для поощрения английских яхтсменов. Победители преподнесли серебряную чашу в дар своему клубу и назвали его «кубок Америки». Соревнова­ния за этот кубок являются традиционными, и сейчас в них принимают участие яхты класса «12 метров».

В Швеции Королевское парусное общество было основано в 1831 г., а первая гонка состоялась в 1833 г.

В Финляндии Нюландский яхт-клуб был основан в 1861 г.

Общество парусников на Марне было учреждено в 1838 г., и эту дату счи­тают началом организации парусного спорта во Франции.

Первый итальянский яхт-клуб – Королевский итальянский яхт-клуб – был основан в Генуе, в 1879 г.

История появления первых яхт в Озёрске

В Озерске первые яхты появились весной 1950 г., спустя всего 5 лет после основания города. Они были приобретены на средства Завкома-7, который тогда подчинялся напрямую ВЦСПС, предписавшему начать развитие в городе культуры и спорта. Поэтому зимой 1950 г. председатель Завкома-7 П. Г. Лакирев поручил Е. М. Лахтикову (члену завкома) приобрести спортивный инвентарь для города. Вопрос, в общем, стоял так: «Поезжай куда хочешь и покупай, что хочешь – денег я тебе дам».

Своими силами удалось приобрести немного, поэтому пришлось обратиться за помощью к куратору ВЦСПС по культуре и спорту – Чубукину, который пригласил Е. М. Лахтикова в Москву и затем направил в Ленинград, посоветовав, обратится на Петровскую косу, где строили различные суда. Там и были заказаны первые 9 яхт: типа «Л?4» («Родина», см. ил. 2) – 1 шт., типа «Л?3» – 3 шт., звездного класса – 3 шт., класса «М» - 6 шт., типа «Р»(см. ил. 3) – 6 шт.

Причины, по которым было совершено приобретение именно яхт – неизвестны. Можно только предположить, что среди  множества приехавших в город специалистов (особенно из Ленинграда), было достаточно много любителей парусного спорта, которых озера, возле которых расположен Озёрск, не оставили равнодуш­ными. И, возможно, именно их мнение повлияло на выбор.

Пришедшие в верфи яхты выгрузили на месте, где впоследствии было построено кафе «Парус»

Яхты были разобраны, поэтому спортсменам пришлось самим их собирать. На берегу не было никакого ангара или помещения, но в городе в то время была такая обстановка, что все можно было оставлять прямо на улице, на месте сборки. Собранные яхты стояли на воде возле берега на якорях, недалеко от места сборки.

Первый парад яхт был проведен в том же году, в день Военно-морского флота.  Яхты прошли колонной от места стоянки к стадиону «Химик» (сейчас стадион «Труд»).

Иллюстрация
Фото головной части парадной колонны яхт- клуба. Справа налево: первые три яхты Л-4 (или Л-3), 3 последующие звездного класса.

Иллюстрация
Яхта («Л-4»)  «Родина»

Иллюстрация
Яхта типа «Р»

 

Деятельность яхт-клуба в 50-х – 60-х годах

Появление яхт не привело, конечно, сразу к созданию яхт-клуба, сначала была организована просто парусная секции. Приказ о её создания, не найден, поэтому точную дату основания установить не удалось. Предположительно, это произошло вскоре после сборки и спуска на воду всех привезенных в первой партии яхт, так как сохранилось свидетельство № 1от 14 августа 1952 г. о присвоении Е. М. Лахтикову звания рулевого II класса (см. ил. 4), т.е. в то время яхтсмены уже были «организованы» и с ними велась методическая работа.

Иллюстрация
Свидетельство о присвоении звания яхтенного
рулевого
II класса Е. М. Лахтикову

Для работы секции было выделена одно из помещений административного здания стадиона «Химик» (сейчас «Труд»), а яхты предположительно стояли на якорях в бухте возле стадиона.

Дата перебазирования яхт к современному местоположению яхт-клуба так же не установлена. Видимо это произошло в начале лета 1953 года, сразу после постройки здания лыжной базы и эллинга, которые, по некоторым данным, были построены весной 1953 г. Дата косвенно подтверждается сохранившимися чертежами проекта лыжной базы и эллинга датированными 1952 г. и фотографией, датированная весной 1957 г. (см. ил. 5),  на которой видны вытащенные на берег (на зимнее хранение) яхты и уже построенный эллинг (справа) в том виде, в котором он просуществовал до 21 октября 1994 г.

Первым начальником парусной секции был Б. С. Картузов (см. ил. 6), в 1954 г. назначенный решением Завком-7 заведовать водными видами спорта. В секции тогда занималось около 100 человек. В штате спортивных работников были тогда также боцман и моторист. Лучшие рулевые тех лет: М. В. Гладышев, Е. М. Лахтиков, Н. В. Ильин, Черенков, Куликов, Богатов, Афанасьев.

К 1955 г. в яхт-клубе уже имелось четыре яхты типа Л-3, две Л-4 («Москва» и «Родина»), три яхты звёздного класса и 5 швертботов типа «Р».

К 1958 г. класса «Р» уже не было, а появились яхты национального класса «М» – 6 шт., международного класса «Финн» - 4 шт., 4 буера типа «Монотип 15». Килевой флот оставался в прежнем составе: Л-4 – «Москва» и «Родина», Л-3 – 4 шт., звёздного класса –  3 шт.

До 1957 г. выезд на яхтсменов соревнования вне города был запрещен. Поэтому озёрские парусники тогда соревновались только между собой. Парусные соревнования тогда пользовались не меньшей популярностью, чем футбол.

В 1957 г. запрет на выезд был снят и  «сороковские» яхтсмены впервые приняли участие во вне городских соревнованиях – матчевой встрече городов Южного Урала. Чемпионами стали экипажи во главе с Г. Н. Клочковым (в классе «М») и Н. Семеновым (в классе «Звездный»). Призёрами стал женский экипаж в классе «М» во главе с рулевой Л. А. Крыловой.

 

Иллюстрация
Весна 1957 г. Яхты, вытащенные на берег, на зимнее хранение.
Справа виден эллинг.

Иллюстрация .
Б. С. Картузов (слева) и моторист (справа) яхт-клубовского катера

В этом же году из-за разногласий с руководителем Совета ФК «Химик» Б. С. Картузов уходит со своей должности.

Курс на возрождении водных видов спорта и успешная работа секции, а также настойчивость яхтсменов привели к тому, что 31 октября 1958 года реше­нием городского комитета профсоюза был учреждён яхт-клуб (см. ил. 7) с полным штатным расписанием. Тогда же вторым начальником яхт-клуба и его первым тре­нером становиться приехавший из Екатеринбурга по приглашению яхтсменов, ез­дивших в 1957 г. на «Первенство Урала», Б. Н. Барабошкин. И уже в 1959 г. на пер­венстве Урала спортсмены яхт-клуба вновь подтвердили своё мастерство, заняв второе место в командном зачете. Успех команде принесли: Л. А. Крылова – первое место (класс М»), В. Г. Пастухов – второе место (класс «М»), С. А. Веселова – третье место (класс «Финн»).

Зимой 1961 года по неустановленным причинам происходит изменение состава флота яхт-клуба – яхты класса Л-3, Л?4 были отправлены в Ленинград, а взамен были получены 4 яхты класса «М» («сороки»), и 5 класса «Финн». Таким образом, после списа­ния по старости последней яхты звездного класса, (примерно в 1969 г.) яхт-клуб на­долго остается без килевых яхт.

Летом 1961 впервые проводится первенство Центрального совета (ЦС) – от­борочные соревнования в сборную ЦС для выступления на первенстве Советского Союза. Команда яхт-клуба выступила прекрасно, чемпионами стали: в классе «М» - экипаж: рулевой – В. Г. Пастухов, матросы В. В. Мокичев, Ю. С. Золотарёв, в классе «Финн» - В. В. Дудин; экипаж «Дракона» - рулевой – Н. В. Семенов, матросы Ю. В. Бочков, Г. Галямов заняли 2-е место.

С этого времени и до прекращения соревнований на первенство ЦС спортсмены яхт-клуба выступали там весьма успешно. Но, несмотря на неоднократные победы в первенстве ЦС, что автоматически означало включение в сборную ЦС, никто не торопился везти наших спортсменов на крупные соревнования, обычно все сводилось к отсутствию денег. Только в 1963 г. чемпионы первенства ЦС в классе «М», экипаж в составе: рулевой – В. Г. Пастухов, шкотовые – А. А. Валидов, Г. Новокрещенов, участвовал в первенстве Со­ветского Союза в составе сборной команды ЦС в г. Каунасс и занял 9 место в классе «М». Там не обошлось без «приключений»: перед третьей гонкой «бойкому провинциалу» вывернули шурупы из стенки швертового колодца и, при очередном повороте, она отвалилась и яхта заполнилась водой, после чего пришлось сойти с дистанции и на буксире идти в гавань (на ремонт).

В 1964 г. Б. Н. Барабошкин уезжает из города и начальником яхт-клуба ста­новиться Г. В. Курочкин. К этому времени уже официально ввели соревно­вания по парусному спорту среди детей, поэтому осенью 1964 года Г. В. Курочкин набирает школьников и начинает занятия (теория и правила парусного спорта, такелажное дело и устройство яхт). Ему помогали тогдаш­ние старшеклассники, уже рулевые II класса А. Форсов, Б. Козлов, Ю. Дубов.

За границей тогда уже были детские меж­дународные классы яхт – «Оптимист» и «Кадет». Так как в яхт-клубе не было этих классов (вообще не было детских классов) и купить их не было возможности, было принято решение о постройке нескольких яхт класса «Пионер», как класса наибо­лее близкого к «Кадету» и на который удалось найти проект (был опубликован в журнале «Катера и яхты»).  За зиму 1964-1965 годов в мастерских школ № 21, 34, 36, 40 и при помощи школьников были построены первые 6 швертботов, Руководили школьными «группами юнг» яхтсмены Г. В. Курочкин, А. А. Петров, А. Е. Лахтиков, Б. Козлов, Ю. Дубов, В. Сысоев.

Остальные «Пионеры» строились уже в мастерской лыжной базы (см. ил. 8). Всего же, за несколько лет, было построено 13 «Пионеров».

Следует отметить, что до конца 60-х годов яхтсмены не имели нормаль­ной возможности зимой готовить лодки  к навигации (или строить новые). Яхтенный эллинг был не отапливаемый,  в мастерские лыжной базы спорт­сменов не пускали, а состоящий в штате Горспортсовета столяр всю зиму был занят – «чинил лыжи». Поэтому первые «Пионеры» строились по школьным мастерским. В дальнейшем для яхт-клуба удалось «отвоевать» мастерскую (см. ил. 9) и класс для занятий (см. ил. 10).

В первую навигацию 1965 г. вышло 4 яхты класса «Пио­нер», все под одним парусом вместо двух, так как приходилось «изобретать» их из старого брезента и в августе были проведены первые соревнования среди детей на трёх «Пионерах». В соревнованиях участвовало 5 рулевых.

 

 

Иллюстрация .
Первый лист пер­вого устава яхт-клуба.

Общий же состав флота яхт-клуба, кроме «Пионеров», к навигации 1965 г. был следующий: 9 лодок класса «М», 5 класса «Финн», 3 звездного класса.

Зимой яхтсмены катались на ледовых яхтах – буерах (см. ил. 11).

Иллюстрация
Строительство «Пионера» в мастерской лыжной базы.

Иллюстрация 9
Мастерская яхт-клуба, видны две ремонтируемые яхты класса «Оптимист»

Помимо проблем с мастерской, в рассматриваемый период перед яхт-клубом остро стояла проблема не благоустроенности берега. Сложно просто подойди на яхте  к берегу, возле которого из воды торчат большие камни, ещё сложнее на каждой тренировке на руках спускать на воду лодку, а потом после «выносить» её а берег.  Бюро яхт-клуба ежегодно, не по одному разу обращалось к спорткомитету с этим вопросом, но никаких результатов не было. Доходило до того, что спортсмены сами нашли, у кого можно было взять бетонные блоки (некондиционные) бесплатно (!), но спорткомитет всю зиму не давал транспорта для их перевозки, а когда весной нашел, то блоки уже отдали в какой-то колхоз. В данном случае, спортсмены даже не просили, что бы кто-то сделал берег: «Президиум парусной секции заверяет правление с/к «Гранит», что бон может быть построен силами секции…..». В конце концов Горспортсовет помог (спуск к воде облицевали бетонными плитами), правда только после того, как яхтсмены пригласили на берег журналистов местного телевидения. Спортсменам, впрочем, и самим пришлось поработать на берегу (см. ил. 12).

Иллюстрация10
Учебный класс яхт-клуба

 

Иллюстрация 11
Буер «Монотип-XV».

 

Иллюстрация 12
Подготовка берега перед эллингом для укладки бетонных плит

В 1966 году воспитанники яхт-клуба впервые приняли участие в областных соревнованиях. Первым чемпионом области в классе «Кадет» стал «девчоночий» экипаж (рулевая В. Юстус). Юноши стали призёрами только в 1967 году, в классе «Летучий голландец» (экипаж: рулевой В. А. Костиков, шкотовый Л. Нужин).

В конце 1966 года Г. В. Курочкин уезжает из города. Занятия с детьми проводят тренеры-общественники Б. Б. Козлов и В. Г. Пастухов.

Следует отметить, что Г. В. Курочкин, был последним начальником яхт-клуба, который сам занимался парусным спортом. Все последующие люди, занимавшие эту должность вплоть до 1994 г., были «заведующими хозяйством» (сейчас «заведующий спортивной базой»).

Зимой 1967-68 г., под руководством В. Г. Пастухова молодые яхтсмены В. Рогачёв и В. Крайнов строят 2 первых в яхт-клубе швертбота международного юношеского класса «Кадет» (см. ил. 13) и несколько лет побеждают на областных юношеских соревнованиях.

С этих лет и до сегодняшнего времени юношеская команда яхт-клуба является одной из сильнейших в области.

Надо отметить, после получения возможности выезда из города, спортсмены яхт-клуба отметились не только на дистанциях, но и в судейской  и мерительной парусной работе. Звания судей по парусному спорту 1 категории получают: Ю. С. Золотарев, Г. И. Антипов, Г. В. Курочкин, А. Е. Лахтиков Члены яхт-клуба (имеющие судейскую квалификацию) участвуют в работе областной судейской коллегии. Л. И. Голобурдо получает удостоверение мерителя парусных спортивных судов.

К 1969 году в яхт-клубе было подготовлено примерно около 300 рулевых разных классов.

Примерный состав флота яхт-клуба к концу 60-х годов: 6 лодок класса «Финн», 9 класса «М», 14 класса «Пионер», 1 – класса звездный.

 

Иллюстрация 13
«Кадет» на стапеле в мастерской яхт-клуба

Деятельности яхт-клуба в 70-х – 80-х годах

Начало 70-х годов ознаменовались пополнением флота яхт-клуба первыми яхтами международных классов:

– зимой 1969-1970 г. был построен (В. Г. Пастуховым и В. Муратовым) «Летучий Голландец» (см. ил. 14);

– зимой 1970-1971 г. детская яхта «Кадет» (под руководством В. А. Костикова);

– зимой 1971?1972 г. так же детская яхта «Оптимист» (под руководством В. А. Костикова).

В дальнейшем примерно до конца 70-х происходит пополнение флота яхт-клуба, яхтами, списанными из московских яхт-клубов, (в частности из яхт-клуба «Аврора»). Таким образом, яхт-клуб получил практически новую лодку класса «Летучий голландец» (тут доброта москвичей объяснялась бракованным корпусом яхты), два катамарана класса «В» - первые в яхт-клубе (оба корпуса одного из них были переломлены пополам), 2 пластиковых «Финна», яхту юношеского класса «ОК».

К 1980 году было ещё построено 5 яхт класса «Оптимист», 3 «Кадет», 2 катамарана класса «Торнадо», «ОК», «470».

Были получены так же 4 новые яхты:

1977 г. – катамаран класса «Торнадо»;

1979 г. – «Финн» - 2 шт., «470» - 1 шт.

Выступления на соревнованиях были по-прежнему успешные. В сезон 1970 г., став чемпионом в классе «Летучий Голландец» на первенстве ЦС, рулевой В. Г. Пастухов первым из наших яхтсменов выполняет норматив кандидата в мастера спорта (см. ил. 15).

Иллюстрация 14
На переднем плане первая в яхт-клубе яхта международного
класса «Летучий Голландец» (самодельная).

Иллюстрация 15
Удостоверение кандидата в мастера спорта, первое в яхт-клубе.

К 1975 году нормативы в кандидата в мастера спорта выполняют В. А. Костиков, А. С. Михеев, В. Сысоев, В. Крайнов. А команда яхт-клуба является сильнейшей в области (см. ил. 16).

Продолжается своеобразная политика ЦС в отношении «не своих» яхтсменов: в 1973 год чемпиона ЦС в классе «Финн» - Ю. С. Золотарёва все таки включили в сборную первенства ЦС, и он поехал на балтийскую регату… запасным. Его взяли всего лишь запасным, так как, несмотря на победу, ему никто не собирался предоставлять лодку, соответствующую уровню (международному) регаты, а яхт-клубовское «старьё» туда просто не допустили бы. Таким образом, он просидел на берегу все соревнования.

По поводу возраста яхт во флоте в яхт-клубе уместно привести одну историю. В начале 1970-х годов яхтсмены клуба «выбили» финансирование для поездки на первенство России в город Сочи. При сборке привезенного катамарана класса «В» (см. ил. 17), которых в «приличных» яхт-клубах к тому времени уже не было, к нашим яхтсменам подошел кто-то из другой команды и спросил: «что это за тип такой катамарана». Наши ребята решили «не ударить в грязь лицом» и сказали, что это самая новейшая опытная модель, которую они привезли на испытания, после чего они милостиво позволили восхищенному «приобщившемуся» обмерить и сфотографировать лодку.

Иллюстрация 16
Переходящие кубки первенства области в 1971-1975 г. в классах «М», «ЛГ» и «Финн», неоднократно завоеванные спортсменами яхт-клуба.

 Из других успехов яхтсменов следует отметить Г. Н. Клочкова, который первый (и пока единственный из членов яхт-клуба) получает в 1974 г. звание судьи республиканской категории (см. ил. 18).

Иллюстрация 17
 Спортсмены яхт-клуба собирают привезенный на первенство России катамаран класса «В» (г. Сочи, начало 1970-х годов)

Иллюстрация 18
Удостоверение судьи республиканской категории, единственное в яхт-клубе.

В противоположность спортивным успехом отношения с сотрудниками Горспортсовета складывались далеко не лучшим образом. Были проблемы с заведующим базой, кладовщиком, с открыванием эллинга спортсменами для выхода на воду, а тренировки в начале навигации 1972 г. вообще были со­рваны из-за отсутствия моториста катера.Яхт-клубу удалось договориться с военной частью, об установке их летнего бассейна из бо­нов (см. ил. 19, длина 10 м, ширина 2 м), возле яхт-клуба, чтобы можно было пользоваться бонами как причалами. На зиму боны нужно было вытаскивать на берег. Горспортсовет, который просили помочь с причалами с начала 60-х, обещал тут помогать техникой. В результате яхтсмены каждый год своими си­лами самостоятельно ремонтировали, вытаскивали и спускали боны.

Иллюстрация 19
Причал яхт-клуба - два сцепленных бона.

К 1980 году в составе флота яхт-клуба было: 8 яхт класса «Финн», «М» - 4 шт., «470» - 2 шт., «ЛГ» – 2 шт., «ОК» - 2 шт., «Кадет» ? 5 шт.,   «Оптимист» – 5 шт.,  катамаранов класса «В» - 3 шт. При этом яхт-клубе был в сложном положении. Даже членам сборной области не на чем было выступить на фи­нале 7 Спартакиады народов РСФСР. С 1965 года, с времени начала занятий с детьми,  было построено 23 детские яхты, к 1978 г. их осталось 9. Горспорт­совет за это время не купил ни одной деткой яхты. Второй год не объявлялся набор в яхт-клуб, число членов сокращалось, хотя желающих заниматься было много, но не было лодок. Не хватало даже спасательных жилетов, на тренировки приходилось выходить в две смены. Всего в клубе осталось 19 взрослых и 11 детских судов, из них 15 самостоятельной постройки. По нор­мативам Спорткомитета СССР на яхте можно выступать 5 лет, со дня изго­товления. В дальнейшем её можно использовать только для учебно-трениро­вочных целей. К тому моменту в яхт-клубе оставалась только 1 яхта, на кото­рой спортсмены имели право выступать на соревнованиях. (Справка по годам о приобретении новых яхт: 1957 г. – 2, 1958 г. – 2, 1961 г. – 1, 1963 г. – 2, 1965 г. – 3, 1970 г. – 3, 1973 г. – 2, 1977 г. – 1). Дополнительно, при широком ис­пользовании везде дакроновых парусов, в яхт-клубе их было только 2.

В связи с критическим положением по наличию допускаемых к соревнованиям лодок яхт-клуб обращался в Горком КПСС, писали  письмо в Горком ВЛКСМ с просьбой о приобретении 3-х детских яхт: 2 – «Кадет»,  1 - «Оптимист». Однако самым большим достижением стало … только  приобретение Горспортсоветом  спасательных жилетов.

Усилия яхтсменов по получению новых яхт увенчались некоторым успехом только после  1984 г., когда были получены новые яхты:

1985 г. – 2 стеклопластиковых виндсерфера;

1987 г. – 1 виндсерфера и 4 яхты класса «Луч»;

1988 г. – 2 стеклопластиковые прогулочные яхты типа «Ассоль»;

1989 г. – 2 яхты класса «Луч».

Большую щедрость проявлял московский яхт-клуб «Аврора», в середине 80?х, впервые в яхт-клубе появились фабричные детские швертботы – 5 «Кадетов» и 4 «Оптимиста». Последним пополнением из «Авроры» было 10 парусных досок «Пагги», которые впрочем, годились только для начального обучения или «покататься».

Так что по-прежнему яхт-клуб вынужден был заниматься самообеспече­нием: зимой 1982 г. В. Г. Пастухов организует постройку 6 стеклопластиковых «Оптимистов», а ещё через год ещё трёх «Кадетов» (в этой работе помимо взрослых активное участие принимали А. Поспелов, Н. Ю. Редькин, О. П. Стасенко, О. Андросенко). Этой же зимой В. А. Костиков и В. Крайнов строят первый в яхт-клубе «Виндсерфинг». Для занятий зимой снова, после перерыва, строятся буера, парусные лыжи и сани.

В 1987 г. М. В. Малышев после долгих трудов завершает строительство килевой крейсерской яхты «Мезон» (в «Мезон» была переделана старая лодка класса «М»). Этот год можно считать началом возрождения килевого флота в яхт-клубе, так как следом в (1988 г.) были куплены новые прогулочные яхты типа «Ассоль» в 1990 г., построена яхта «Соло» (В. А. Костиков) (см. ил. 21), и далее построены металлические девятиметровые яхты (см. Главу 4).

Для создания акватории защищенной от волн в 1986 г. возле эллинга был выкопан залив, так что возрождающемуся крейсерскому флоту уже была приготовлена гавань (см. ил. 20).

Иллюстрация 20
Залив возле эллинга и в нем флот яхт-клуба на стоянке

Иллюстрация 21
Возрожденный килевой флот, слева направо: «Мезон», «Соло»,  2 «Ассоли»

Яхт-клуб не только строил, но и терял: в 1987 г. при возвращение с чемпионата области, при разгрузке с грузовика рама, с привязанными к ней лодками опрокинулась. Были раздавлены поплавки единственного к тому времени «гоночного» (т.е. пригодного для гонок) катамарана, серьезно повреждена парусная доска и «Финн». Причина этой аварии была проста –поскольку по традиции культивируемой Горспортсоветом,  спортсмены парусники должны делать все сами и вручную, при каждой поездке на соревнования, тяжеленную раму приходилось снимать с грузовика (и ставить на грузовик) вечером (или утром) и быстро (водитель же на работе). Вот и не удержали однажды.

Спортивная жизнь яхт-клуба и в этот период, вопреки всем проблемам, протекала успешно. Спортсмены яхт-клуба выступала как команда спортклуба «Гранит» и были одними из сильнейших на областных соревнованиях и матчевых встречах. На соревнованиях более высокого уровня успехи так же были, но гораздо реже, так как, во-первых, для поездки в составе сборной обычно просто не было средств, во-вторых, начиная примерно с середины 70?х годов сильное влияние на результаты соревнований начинает оказывать различие в качестве материальной части (корпус и вооружение яхты) «богатых» и «бедных» яхт-клубов, в-третьих, сказывалось практически постоянное отсутствие в яхт-клубе постоянного штатного тренера (только период с 1985 по 1990 г. в яхт-клубе был штатный тренер – воспитанник яхт-клуба С. М. Маслов).

Всего за рассматриваемый период было подготовлено около 15 кандидатов в мастера спорта. Выполнить более высокие нор­мативы не удавалось, так как спортсмены яхт-клуба, по причинам, указан­ным выше, просто не участвовали в соревнованиях соответствующего уровня.

Лучшими спортивными успехами были: победы и призовые места на первенстве центрального совета в 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 80 г.г., на «Кубке Урала» в 1972, 1987, 1988, 1989 г.г.

Следует отметить, что до конца рассматриваемого периода коллектив яхт-клуба по прежнему остается «гоночным», т. е. люди, приходили в яхт-клуб, в основном, на тренировку, а не «покататься». Это связано, видимо с тем, что до 1987 яхт-клуб не имел килевого (крейсерского) флота, а гоночные швертботы малопригодны для «полноценного отдыха» на воде. Спортивную ориентацию озерских парусников хорошо иллюстрирует юмористическая история, происшедшая на матчевой встрече, посвященной юбилею яхт-клуба «Заря» (г. Миасс), который в то время был типично «катающийся». Спортсмены приехали в «Зарю» без своих лодок, так как яхты предоставляли хозяева. Началось всё с того, что при попытке набить (натянуть) штаг сломалась мачта на эмке (яхта-класса «М»), потом в гонке, треснула мачта на «Финне» (у А. В. Вербицкого), сломалась мачта на «Драконе» (рулевой Пастухов В. Г.), а на «Темпесте» мачта уцелела, видимо просто потому, что экипаж В. А. Костикова, видя такое положение дел, не стал ставить спинакер. «Больно круто ходите» сказали напоследок миасцы, впрочем, встреча все равно прошла дружественно, а мачту «Дракона» Б. В. Пастухов даже успел склеить.

Вообще, достойно выступать в сложных условиях, не имея возможности для приобретения опыта и даже лодки, на которых проводятся соревнования – вынужденная традиция яхт-клуба. Например, первые яхт-клубовские чемпионы и призёры соревнований 60-х годов в классе "Летучий Голландец" до 1970 года тренировались на лодке класса «М», а первые соревнования в классе «Луч» выигрывали спортсмены яхт-клуба, тренирующиеся на «Финне».

В конце 80-х годов яхтсмены яхт-клуба неоднократно приглашались администрациями соседних городов – Кыштыма и Касли, для показательных выступлений на городских праздниках.

Для детской секции яхт-клуба, начиная с 1978 года, в летнее время при яхт-клубе организуются спортивно-оздоровительные лагеря. Взрослые яхтсмены в свои отпуска «возятся» с подростками. Первый год дети даже ночевали в яхт-клубе, но в последствии от этого вынуждены были отказаться из-за отсутствия персонала и оборудованного помещения (ребята ночевали в мастерской на раскладушках). «Удобства» были «во дворе», на территории спасательной станции. С 1989 г. в связи со сменой подчинённости яхт-клуба организация летних лагерей прекратилась, и возобновилось только в 1994 г.

К 1989 году в яхт-клубе было подготовлено примерно около 400 рулевых разных классов

Состав флота яхт-клуба к 1989-х году: 4 яхты  класса «Финн», 2 – «М», 6 – класса «Луч», 8 – «Кадет», 8 – «Оптимист», 2 – «470», 2– «ЛГ», 3 – «ОК», около – 13 парусных досок, 2 – типа «Ассоль», 2 – самодельные килевые яхты («Мезон», «Соло»).

Заключительным событием периода можно считать передачу в 1989 году, в связи с перестройкой, городского спортклуба «Гранит», а значит и яхт-клуба, находящегося у него в подчинение, с баланса химкомбината «Маяк», в подчинение городского совет физкультуры и спорта (в связи с этим, был принят новый устав яхт-клуба см. ил. 22). Для яхт-клуба (теперь он назывался яхт-клуб «Гранит») это выразилось вообще в пол­ном прекращении финансирования, кроме оплаты поездок детей на соревнова­ния.

1

Иллюстрация 22
Первая страница устава яхт-клуба «Гранит» 1989 года

Деятельность яхт-клуба с 90-х годов до 2002 года

В 1993 г. в г. Екатеринбурге команда спортсменов яхт-клуба впервые принимает участие в «Международном матч-рейсинге» в классе «Микро», и, хотя не имеет опыта подобных соревнований (соревнования проводились не на традиционном олимпийском треугольнике, а по системе парных дуэльных гонок на дистанции из двух знаков) занимает весьма достойное для первого раза 12-е и 13-е места из 38 экипажей-участников.

В 1993 г. – построены металлические девятиметровые яхты «Мираж» и «Жигули» (В. Г. Пастухов, А. В. Вербицкий, А. Н. Чаплыгин). Всего к 1994 г. было построено более 40 яхт, парусных досок, буеров, парусных саней и лыж.

В 1993 г., при содействии тогдашнего мэра г. Озерска Чернышева, в зда­ние яхт-клуба (бывшая лыжная база), был проведен водопровод и канализация. До этого зимой воду в здание носили из проруби на коромысле. Это событие примечательно тем, что это первые строительные работы, проведенные для здания со времен его постройки в середине 50-х годов. Вообще, в здании до сих пор работает титан для кипячения воды выпуска 1959 г. (см. ил. 23), своеобразная «реликвия».

В начале 1994 года городской комитет физкультуры и спорта предпринял попытку перевести яхт-клуб на самофинансирование. В связи с этим был принят новый устав городского яхт-клуба «Галс». Однако последующие события нарушили все планы.

Поздним вечером 21 октября 1994 г. в яхт-клубе произошел пожар – полностью сгорел деревянный эллинг вместе с убранными на зиму яхтами и парусным снаряжением. Вызванные пожарные не смогли справиться с огнём – из-за сильного порывистого ветра «хорошо высохшие» с 1953 года деревянные конструкции эллинга быстро сгорели. Официальная версия пожара – замыкание проводки

Прямоугольная выноска:

 

Иллюстрация 23
«Реликвия» яхт-клуба – титан для кипячения воды выпуска 1959 г.

В эллинге сгорел почти весь яхт-клубовский флот: 20 парусных досок, 2 эмки, 2 самодельных яхты, 11 «Оптимистов», 10 «Кадетов», 3 «Финна», 8 «Лучей», одна крейсерская яхта «Мезон». Ущерб по тогдашним ценам составил около двух миллионов руб. Уцелели только 4 крейсерские яхты, которые не успели убрать в ангар (Две яхты типа «Ассоль» и две металлические самодельные яхты).

Однако яхт-клуб сохранился и даже продолжил деятельность. Зимой продолжились занятия в мастерских и учебных классах, а так же в спортзале бассейна «Дельфин». К лету 1995 г. с помощью администрации Горспорткомитета были приобретены списанные из Екатеринбургского яхт-клуба детские яхты: две класса «Кадет» и одна класса «Оптимист». Подростковых яхт не было, многие ребята перестали заниматься, но те, кто остался, продолжали тренироваться по очереди и даже заняли призовые места в классе «Кадет» и «Луч-М» на кубке области среди юношей (в 1995 г.). А в 1996 даже стали чемпионами в классе «Кадет».

Оставшееся и вновь приобретаемые лодки, и снаряжение, разместилось в мастерских яхт-клуба и ангаре водно-моторной секции (см. ил. 24).

Иллюстрация 24
Яхт-клуб временно разместился в ангаре водно-моторной секции
(на заднем плане)

К лету 1996 г. яхт-клуб насчитывал уже 5 детских яхт. Зимой были построены ещё 5 фанерных «Оптимистов» и учебный швертбот «Робинзон».

Администрация города в главе с А. Н. Подольским так же оказывала помощь яхт-клубу. Заказали во ВНИИПИЭТ проект реконструкции яхт-клуба. Были приобретены детские яхты, моторная лодка «Прогресс» (правда, без мотора), спасательные жилеты. Приобрели металлический эллинг (без крыши), начали его монтаж и замену забора, но работы остановились на половине, т. к. кончились средства (см. ил. 25).

Строительство эллинга завершилось только в 1999 г., а забор так и не был достроен.

В 1995 г. глава города С. Г. Чернышев направил в клуб спонсоров (в то время г. Озерск был «оффшорной зоной») – екатеринбургскую фирму «Коматек», с помощью которых во второй половине 1997 г. и в 1998 г. было приобретено 13 детских яхт (бывших в употреблении), для детей и подростков, дельные вещи, и 36 комплектов новых гоночных парусов, катер «Амур».

Иллюстрация 25
Фермы недостроенного ангара на заднем плане

В 1998 яхт-клуб обретает «независимость» (комитет по физической культуре, спорту и туризму, участвует в деятельности яхт-клуба как сооучередитель) – создается некоммерческое партнерство «Озёрский яхт-клуб «Галс» (см. ил. 26.)

К 2002 г. среди успехов детской команды яхт-клуба кроме многочисленных побед на чемпионатах области, числятся призовые места на всероссийской регате «Кубок России», международной регате на призы фонда «Дети России», «Хрустальный Кубок России», юные спортсмены яхт-клуба регулярно входят в состав сборной области. Швертботов взрослых классов («Финн», «470», «ЛГ») в яхт-клубе нет, но «взрослые» яхтсмены довольно успешно выступают в матч-рейсах на яхтах класса «Микро».

К 2002 году в яхт-клубе было подготовлено примерно около 700 рулевых разных классов.

Иллюстрация 26

Список источников и литературы

Статьи из газет
Котенева Н. Все сгорело, а самовар украли…. //Озерский вестник. – 1994 г. – 28 октября. – С.5.
Котенева Н.. «Галс» не меняет курса //Озёрский вестник. – 1996. – 18 мая. – С.3.
Шверт О. «Галс» ещё нестар, но уже не юн. //Озёрский вестник. – 1998. – 26 сентября. – С.22.
Бадукин П. Г. Паруса на водной глади Иртяша //Озёрский вестник. – 1998. – 19 января. – С.23.
Павловская Н. И семь футов под килем // МК-Урал. – 2002. – 12 сентября. – С.8.
Котенева Н. Румпель в надежных руках. //Озёрский вестник. – 1994. – 11 июня. – С.3.
Амиров А. Сквозь ветра и годы. //Озерский вестник. – 2002. – 18 сентября. – С.15.
Костиков В. А.. По волнам нашей памяти. //Пульс Озерска. – 1998. – 24 сентября. – С.7.


Документы яхт-клуба
Сводные протоколы соревнований.
Паспорта яхт.
Мерительная книга с/к «Гранит».
Протоколы заседаний бюро яхт-клуба
Протоколы собраний членов парусной секции.
Официальный список победителей первенства ЦС по физкультуре и спорту по парусному спорту 1961 года.
Отчет о работе бюро парусной секции за 1970-1972 г.
Справка от 18.06.1979 г. в горком КПСС  для партийной конференции.
Письмо секретарю Горкома ВЛКСМ от 20.10.1979 о приобретении детских парусных судов.

Приложение 1

Некоторые сводные данные о победах и призовых местах на внегородских соревнованиях высокого уровня

1. Первенство СССР, 1963 г., IX место, экипаж: рулевой В. Г. Пастухов, шкотовые: Г. Новокрещенов, А. А. Валидов.

2. Первенство центрального совета.

Год

Класс

Место

Рулевой

1961

М

I

В. Г. Пастухов

 

Дракон

I

Н. Семенов

 

Финн

  I

В. Дудин

1962

М

II

В. Г. Пастухов

 

ЛГ

I

Г. Н. Клочков

1963

М

I

В. Г. Пастухов

 

М

I

С. А. Веселова

 

ЛГ

I

Г. Н. Клочков

1964

М

I

В. Г. Пастухов

 

ЛГ

III

Г. Н. Клочков

1966

М

III

С. А. Веселова

1969

М

II

В. Г. Пастухов

1970

ЛГ

I

В. Г. Пастухов

1971

М

II

В. А. Костиков

 

ЛГ

III

В. Г. Пастухов

1972

ЛГ

I

В. Г. Пастухов

1973

ЛГ

II

В. Г. Пастухов

 

М

III

В. А. Костиков

1974

М

I

В. А. Костиков

1980

Ок

Призёр

О. П. Стасенко

Первенство Урала (соревнования республиканского уровня)

Год

Класс

Место

Рулевой

1957

М

I

Г. Н. Клочков

 

Звездный

I

Н. Семенов

 

М

III

Л. А. Крылова

1958

М

II

Л. А. Крылова

1959

М

I

Л. А. Крылова

 

М

II

В. Г. Пастухов

1960

Финн

III

Г. Н. Клочков

1961

Финн

I

Дудин

 

М

I

В. Г. Пастухов

1962

М

II

В. Г. Пастухов

1963

ЛГ

III

Г. Н. Клочков

1967

Кадет

II

Юстус

 

ЛГ

III

В. А. Костиков

1969

М

II

В. А. Костиков

 

М

I

Медведева

 

ЛГ

Призёр

В. Г. Пастухов

1971

ЛГ

II

В. Г. Пастухов

1972

М

II

В. А. Костиков

1987

Финн

III

Б. В. Пастухов

1988

Луч

III

Б. В. Пастухов

1989

Финн

I

А. В. Вербицкий

 

Приложение 2

Спортсмены яхт-клуба, получившие высокие судейские категории:

Республиканская категория:

Г. Н. Клочков

I категория


Г. И. Антипов
Ю. Г. Дубов
В. Г. Завалин
Ю. С. Золотарёв
В. А. Костиков
С. Н. Маслов
А. В. Медведев
В. Г. Пастухов
А. Н. Чаплыгин


 

Приложение 3

Спортсмены яхт-клуба, выполнившие высокие нормативы:

Норматив кандидата в мастера спорта:

 

 

Норматив I разряда

Бурков С. И.

   

Андросенко О.

Форсов А. Л.

Вербицкий А. В.

   

Бажин В.

Чернов А.

Иманов О.

   

Бордунов П.

 

Киреев И. П.

   

Бурков С. И.

 

Кондратьев С.

   

В. Шаповаленко

 

Костиков В. А.

   

Власов А. Ю.

 

Костиков О. В.

   

Григорьев В. Л.

 

Крайнов В. М.

   

Денисов А.

 

Куприянов В. И.

   

Дубов Ю. Г.

 

Лыткин С.

   

Дудин В. В.

 

Маслов С. Н.

   

Завалин В. Г.

 

Михеев А. Б.

   

Козлов Б. Н.

 

Пастухов Б. В.

   

Кондратьев С.

 

Пастухов В. Г.

   

Куприянов В.

 

Сысоев В. Я.

   

Лаврененко П.

 

Хорешко Л. Л.

   

Ландин А.

 
     

Лошкарёв С.

 
     

Мачинский С.

 
     

Муроян С. К.

 
     

Панов А.

 
     

Поспелов А.

 
     

Пронин И. Ю.

 
     

Редькин Н. В.

 
     

Рычков А. Н.

 
     

Семенов Н.В.

 
     

Стасенко О. П.

 
     

Тетушкин Н. Н.

 
     

Форсов А. А.

 

Приложение 4

Яхты, построенные в яхт-клубе

Год

Яхта

Участники работы

1964

буер «Монотип-XV» – 2 шт.

В. Г. Пастухов

1965

швертбот «Пионер» – 13 шт.

Г. В. Курочкин

1968

швертбот «Кадет» – 2 шт.

В. Г. Пастухов, В. Рогачёв, В. Крайнов

1968

швертбот «М-Шарпи»

В. Г. Пастухов

1970

швертбот «Летучий Голландец»

В. Г. Пастухов

1972

швертбот «Оптимист» – 1 шт.

В. Г. Костиков, В. Крайнов

1974

буер «DN-60» – 4 шт.

В. Г. Завалин

1982

швертбот «Оптимист» – 6 шт.

В. Г. Пастухов

 

виндсерфер – 2 шт.

В. Г. Костиков, В. Крайнов

 

детский буер «Малютка» – 2 шт.

В. А. Костиков.

1983

швертбот «Ок»

В. Г. Костиков

 

швертбот «470»

В. Г. Пастухов, Н. Ю. Редькин, О. Андросенко

1984

поплавки катамарана «В»

В.Г. Пастухов

 

изготовление болвана и матри­цы парусной доски «Вингляй­дер-Гранит»

В. Г. Пастухов, С. Муроян, В. А. Костиков

1985

вингляйдер Гранит – 6шт.

В. А. Костиков, В. И. Куприянов, С. Деменюк, С. М. Маслов

 

зимние парусные лыжи – 2 шт.

В. А. Костиков

1987

зимние парусные сани – 8 шт.

В. А. Костиков

 

учебный парусный швертбот «Робинзон»

С. М. Маслов

 

буер «DN-60»

С. А. Кондратьев

 

крейсерская яхта «Мезон»

М. Малышев

1990

яхта «Соло»

В. А. Костиков

1993

яхта «Мираж», яхта «Жигули»

В. Г. Пастухов, В. С. Вербицкий, А. Н. Чаплыгин.

1997

швертбот «Оптимист» – 5 шт.

 

В. Г. Пастухов, В. А. Костиков, А. Алдошин, М. Малышев, А. Н. Чаплыгин

 

учебный швертбот «Робинзон»

В. А. Костиков, В. С. Вербицкий

1998

яхта «Аура»

В. Г. Пастухов

1999

яхта «Стефан»

В. С. Вербицкий

 



 

 

 

 

 

 

 

ЯХТ-КЛУБ «ГАЛС».

1958-2008 г.г.

50 лет труда, успехов и побед!

 

г. ОЗЕРСК

 

 

Содержание

История появления первых яхт в Озёрске.
Деятельность яхт-клуба с начала основания.
Яхт-клуб сегодня.
Детский спорт.
Помощь администрации города.
Деятельность членов яхт-клуба.
Помощь спонсоров.
Задачи на будущее.
Резюме.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.


История появления первых яхт в Озёрске

Наш яхт-клуб самый взрослый в Челябинской области и, возможно, на Урале.

В Озерске первые яхты появились весной1950 г., спустя всего 5 лет после основания города. Они были приобретены на средства Завкома-7, который тогда подчинялся напрямую ВЦСПС, предписавшему начать развитие на предприятии и в городе культуры и спорта. Поэтому зимой1950 г. председатель Завкома-7 поручил Евгению  Матвеевичу Лахтикову (члену завкома) приобрести спортивный инвентарь для города.

Весной 1950 года в город в город пришло 7 больших яхт, 17 швертботов и 20 байдарок и академичек.

Пришедшие с верфи яхты выгрузили на месте, где впоследствии было построено кафе «Парус».

Яхты были разобраны, поэтому спортсменам пришлось самим их собирать. На берегу не было никакого ангара или помещения, но в городе в то время была такая обстановка, что все можно было оставлять прямо на улице, на месте сборки. Собранные яхты стояли на воде возле берега на якорях, недалеко от места сборки.

Первый парад яхт был проведен в том же году, в день Военно-морского флота.  Яхты прошли колонной от места стоянки к стадиону «Химик» (сейчас стадион «Труд»).

Деятельность яхт-клуба с начала основания

Появление яхт не привело, конечно, сразу к созданию яхт-клуба, сначала была организована просто парусная секция.

К1954 г. в секции занималось около 100 человек и секция получила в пользование эллинг на месте, где по сей день и располагается яхт-клуб.

Официально яхт-клуб был организован в 1958 году для развития парусного и гребного спорта в городе.

Основными задачами было организация:

·       Спортивных секций;

·       Курсов и семинаров по подготовке водителей яхт и буеров;

·       Судей по водным видам спорта и инструкторов-общественников.

В 1957 г. был снят запрет на выезд из города и  «сороковские» яхтсмены впервые приняли участие во вне городских соревнованиях – матчевой встрече городов Южного Урала. Чемпионами стали экипажи во главе с Г. Н. Клочковым (в классе «М») и Н. Семеновым (в классе «Звездный»). Призёрами стал женский экипаж в классе «М» во главе с рулевой Л. А. Крыловой.

Летом 1961 впервые проводится первенство Центрального совета (ЦС) – от­борочные соревнования в сборную ЦС для выступления на первенстве Советского Союза. Команда яхт-клуба выступила прекрасно, чемпионами стали: в классе «М» - экипаж: рулевого В. Г. Пастухова, в классе «Финн» - В. В. Дудин; экипаж «Дракона» - рулевой – Н. В. Семенов, занял 2-е место. С этого времени и до сих пор теперь уже озерские яхтсмены являются одними из сильнейших гонщиков как в Челябинской области, так и на Урале.

За прошедшие 50 лет в яхт-клубе подготовлено более 700 яхтенных рулевых, 20 кандидатов в мастера спорта СССР и России, больше 1000 спортсменов массовых разрядов. Также члены яхт-клуба активно судят регаты разного уровня: у нас есть судья республиканской категории Клочков Генадий Николаевич, более 20 судей первой категории.

Яхт-клуб сегодня

Прошло уже 58 лет с момента выхода первой яхты на акваторию озера Иртяш и 50 лет с момента формальной организации яхт-клуба.

В настоящее в клубе активно занимаются около 60 человек, которые образуют следующие секции:

·       Детско-юношеская,

·       Олимпийских классов,

·       Крейсерского плавания,

·       Виндсерфинга и буерного спорта.

Члены яхт-клуба проводят большую работу по облагораживанию территории клуба. При проведении массовых спортивных и праздничных  мероприятий на береговой линии наши яхты своими разноцветными парусами создают красивый фон на водной глади озера.

В последние годы силами членов клуба приобретены и восстанавливаются яхты олимпийских классов "Финн" и "Торнадо", возобновилась работа секции виндсерфинга.

Детский спорт

Чем же полезен парус для детей?

·       Комплексное физическое развитие ребенка: круглогодичные занятия на развитие всех групп мышц, растяжку, гибкость и реакцию

·       это не лошадиный, а интеллектуальный вид спорта, который требует знания теории паруса, гидро- и аэродинамики, конструкционной прочности различных материалов,

·       юные яхтсмены приобретают навыки слесарного, столярного и плотницкого дела, так как сами строят и ремонтируют свои суда,

·       юные яхтсмены также учатся шить и чинить паруса.

·       Занятия проходят и летом и зимой преимущественно на открытом воздухе, а, как известно солнце воздух и вода – наши лучшие друзья!

·      Занятия в яхт-клубе проходят под контролем опытнейших наставников, которые щедро делятся своим опытом с молодежью.

·       Занятия парусом не имеют возрастных ограничений. Начав заниматься в детстве, человек может продолжить эти занятия до пенсии, что с успехом демонстрируют наши заслуженные ветераны.

Помощь администрации города

Поздним вечером 21 октября 1994 г. в яхт-клубе произошел пожар – полностью сгорел деревянный эллинг вместе с убранными на зиму яхтами и парусным снаряжением. Пожар лишил яхтсменов 75 парусных судов и катеров.

Однако яхт-клуб не сгорел и даже продолжает свою деятельность. Зимой 1994-95 годов продолжились занятия в мастерских и учебных классах, а так же в спортзале бассейна «Дельфин». К лету 1995 г. с помощью администрации города были приобретены списанные из Екатеринбургского яхт-клуба детские яхты: две класса «Кадет» и одна класса «Оптимист». Подростковых яхт не было, многие ребята перестали заниматься, но те, кто остался, продолжали тренироваться по очереди и даже заняли призовые места в классе «Кадет» и «Луч-М» на кубке области среди юношей (в 1995 г.). А в 1996 даже стали чемпионами в классе «Кадет».

Оставшееся и вновь приобретаемые лодки, и снаряжение, разместилось в мастерских яхт-клуба и ангаре водно-моторной секции.

К лету 1996 г. яхт-клуб насчитывал уже 5 детских яхт. Зимой были построены ещё 5 фанерных «Оптимистов» и учебный швертбот «Робинзон».

Администрация города в главе с А. Н. Подольским так же оказывала помощь яхт-клубу: заказала во ВНИИПИЭТ проект реконструкции яхт-клуба, приобрела металлический эллинг и начала его монтаж.

В 1995 г. новый глава города С. Г. Чернышев направил в клуб спонсоров (в то время г. Озерск был «оффшорной зоной») – екатеринбургскую фирму «Коматек», с помощью которых во второй половине 1997 г. и в 1998 г. было приобретено 13 детских яхт (бывших в употреблении), для детей и подростков, дельные вещи, и 36 комплектов новых гоночных парусов, катер «Амур». Строительство эллинга завершилось в 1999 г.

В 2005 г Администрацией города приобретены две новые гоночные яхты для детей: лицензионный «Оптимист» и Яхта класса «Кадет» производства Англия. На этих яхтах наши юные яхтсмены достойно выступают на региональных, российских и международных регатах. Для обслуживания тренировок и соревнований приобретен новый катер «Мастер-450» с мотором «Хонда-50».

За это большое спасибо Константину Юрьевичу Барышеву и Сергею Георгиевичу Чернышеву.

Деятельность членов яхт-клуба

На протяжении всей деятельности яхт-клуба складывались особые отношения между детьми и взрослыми яхтсменами.

С 60-х годов в клубе постоянно работает судоверфь.  Членами клуба построено около 70 парусных судов, буеров различных классов, начинали с "Пионеров", а сейчас нашим корабелам под силу и крейсерские яхты "полутонного" класса.

В настоящее время силами членов яхт-клуба:

- восстанавливаются 3 яхты олимпийского класса "Финн" и 3 катамарана "Торнадо",

- обустроена внутренняя часть эллинга,

- углублен и расширен залив,

- отремонтированы старые понтоны и изготовлен один новый понтон,

- ежегодно проводится подготовка и ремонт яхт,

- установлен новый забор,

- возведен волнолом на входе в бухту,

- проводятся осенние и весенние авралы по уборке территории яхт-клуба,

- производится доставка яхт и детей на соревнования по всей территории России,

- организовываются и проводятся регаты ОГО,

- обеспечивается судейство регат,

- проводится обучение рулевых и судей,

- пошив и ремонт парусов под руководством лучшего парусного мастера Урала Валентина Григорьевича Пастухова,

- проводится большая воспитательная работа среди детей.

Помощь спонсоров

Отдельно стоит отметить помощь спонсоров яхт-клуба.

На протяжении последних 5-ти лет с участием  работников ЗАО "Уралгидромонтаж" выполнялись работы по обустройству залива и берега.

Грузоподъемная техника ЗАО «УМПК» (ген.директор А.И.Рудаков) постоянно участвует в подъеме и спуске крейсерских яхт.

Постоянно производит работы по благоустройству территории и береговой линии яхт-клуба ООО «Комплексное строительство» (директор В.Н.Пивунов).

Активно спонтируют проведение детских соревнований в части обеспечения призового фонда, доставки спортсменов до места соревнований и т.д. ряд предприятий и предпринимателей города:

-      Фирма «Лидер» - руководитель С.Ф.Чуйков;

-      ООО «УЗТО» - Директор В.Р.Сачков;

-    Фирма «ЛикАвто» - руководители С.В.Ковальчук и А.В.Кочурин;

-      Фирма «Минерал» - директор А.В.Неделько;

-      ООО «Баррит» - руководители А.Э.Ландин и А.В.Маслаков;

-      В.С.Вербицкий, А.Н.Анохин и В.Н.Анохин

Компьютерную поддержку деятельности яхт-клуба обеспечивает А.Н.Чаплыгин.

 


Задачи на будущее

Для достижения целей, стоящих перед Федерацией и обозначенных в ее уставе, в ближайшее время необходимо решить следующие задачи:

1.    Восстановить и развивать олимпийские классы яхт ("Лазер", "470", "Летучий голландец", "Торнадо").

2.    Окончательно реализовать проект реконструкции яхт-клуба.

3.    Продолжить тренерскую и воспитательную работу с детьми.

 

Резюме

Анализируя прошлую и настоящую деятельность нашего клуба, можно с уверенностью сказать, что нами успешно выполняются все задачи, которые были поставлены еще в 50-х годах.

А сформировавшийся сплоченный коллектив единомышленников – залог будущих успехов озерского яхтинга!


Приложение 1

Некоторые сводные данные о победах и призовых местах на соревнованиях высокого уровня

1. Первенство СССР, 1963 г., IX место, экипаж: рулевой В. Г. Пастухов, шкотовые: Г. Новокрещенов, А. А. Валидов.

 

2. Первенство Центрального Совета.

Год

Класс

Место

Рулевой

1961

М

I

В. Г. Пастухов

 

Дракон

I

Н. Семенов

 

Финн

    I

В. Дудин

1962

М

II

В. Г. Пастухов

 

ЛГ

I

Г. Н. Клочков

1963

М

I

В. Г. Пастухов

 

М

I

С. А. Веселова

 

ЛГ

I

Г. Н. Клочков

1964

М

I

В. Г. Пастухов

 

ЛГ

III

Г. Н. Клочков

1966

М

III

С. А. Веселова

1969

М

II

В. Г. Пастухов

1970

ЛГ

I

В. Г. Пастухов

1971

М

II

В. А. Костиков

 

ЛГ

III

В. Г. Пастухов

1972

ЛГ

I

В. Г. Пастухов

1973

ЛГ

II

В. Г. Пастухов

 

М

III

В. А. Костиков

1974

М

I

В. А. Костиков

1980

Ок

Призёр

О. П. Стасенко

 

 

4.     Первенства и Кубки России

 

Год

Класс

Место

Рулевой

2001

Луч-Р

III

Н. Ляпина

2002

Оптимист

II,III

А. Рязанова

 

Оптимист

II

Е. Рябухин

2003

Оптимист

II

Е. Рябухин

 

Оптимист

III

В. Пятков

2004

Оптимист

III

Н. Анохин

 

Оптимист

III

Е. Рябухин

 

Луч-Р

III

С. Панов

 

Луч

III

А. Санников

2005

Оптимист

I

Е. Рябухин

 

Оптимист

II

Н. Анохин

 

Кадет

III

В. Пятков

2006

Оптимист

I

Е. Рябухин

 

Оптимист

II

Н. Анохин

 

Зум-8

III

Е. Рябухин

2007

Оптимист

I

Н. Анохин

 

Оптимист

II

В. Анохина

 

Кадет

II

Е. Рябухин

 

Зум-8

III

Е. Рябухин

2008

Зум-8

II

В. Анохина

 

Луч-Р

VI

Д. Холодняк

 

5.     Спартакиада учащихся России (Финал)

 

Год

Класс

Место

Рулевой

2007

Зум-8

II

Е. Рябухин

 

Луч М

IV

Д.Холодняк

 

Оптимист

VI

Н. Анохин

 

6.     Соревнования республиканского уровня (Кубки и Первенства Урала, УрФО, Международная регата «Дети России» и т.д.)

 

Год

Класс

Место

Рулевой

1957

М

I

Г. Н. Клочков

 

Звездный

I

Н. Семенов

 

М

III

Л. А. Крылова

1958

М

II

Л. А. Крылова

1959

М

I

Л. А. Крылова

 

М

II

В. Г. Пастухов

1960

Финн

III

Г. Н. Клочков

1961

Финн

I

Дудин

 

М

I

В. Г. Пастухов

1962

М

II

В. Г. Пастухов

1963

ЛГ

III

Г. Н. Клочков

1967

Кадет

II

В.Д. Юстус

 

ЛГ

III

В. А. Костиков

1969

М

II

В. А. Костиков

 

М

I

О.В. Медведева

 

ЛГ

Призёр

В. Г. Пастухов

1971

ЛГ

II

В. Г. Пастухов

1972

М

II

В. А. Костиков

1987

Финн

III

Б. В. Пастухов

1988

Луч

III

Б. В. Пастухов

1989

Финн

I

А. В. Вербицкий

2001

Оптимист

III

А. Рязанова

2002

Оптимист

II

А. Рязанова

 

Оптимист

II

Е. Рябухин

2003

Луч-Р

III

С. Панов

 

Оптимист

III

В Пятков

2004

Луч-Р

II

С. Панов

 

Оптимист

I

Н. Анохин

 

Оптимист

III

Н. Анохин

 

Оптимист

II

Е. Рябухин

 

Луч-М

III

С. Панов

2005

Кадет

II,II

Д. Холодняк

 

Кадет

III

В. Пятков

 

Оптимист

II,III

А. Анохин

 

Луч-Р

II

А.Санников

2006

Оптимист

I

Н. Анохин

 

Оптимист

II,III

В. Анохина

 

Оптимист

III

Е. Рябухин

 

Кадет

III

Д. Холодняк

 

Кадет

III, III

В. Пятков

 

Луч-М

III

Д. Холодняк

2007

Зум-8

I,I

Е. Рябухин

 

Луч-М

I,I

Д. Холодняк

 

Оптимист

I,I

Н. Анохин

 

Кадет

I,I

В. Пятков

 

Оптимист

I,II

В. Анохина

 

Кадет

I,II

Е. Кодолова

 

Оптимист

II

А. Анохин

 


Приложение 2

1. Спортсмены яхт-клуба, отмеченные за высокие спортивные достижения:

Е.Рябухин – Лауреат премии Президента России,2007 г.;
В.А.Костиков - Лауреат премии Законодательного Собрания Челябинской области,2008 г.;
А. Рязанова, Е. Рябухин, С Панов – Лучшие спортсмены г. Озерск,2002 г;
Е Рябухин, Е Панов - Лучшие спортсмены г. Озерск,2003 г;
В.А.Костиков - Лучший тренер г. Озерск,2003 г;
Е Рябухин - Лучший спортсмен г. Озерск,2007 г;

 

2. Спортсмены яхт-клуба, получившие высокие судейские категории:

2.1. Республиканская категория:

Г. Н. Клочков

 

2.2. I категория


Г. И. Антипов
А. Н Анохин
О. Э. Вельке
В. С. Вербицкий
Ю. Г. Дубов
В. Г. Завалин
Ю. С. Золотарёв
В. А. Костиков
О. В. Костиков
М .В. Малышев
С. Н. Маслов
А. В. Медведев
В. Г. Пастухов
С. В. Рябухин
А. И. Рязанова
А. А. Суетина
А. Г. Чалов
А. Н. Чаплыгин


Приложение 3

Спортсмены яхт-клуба, выполнившие высокие нормативы:

 

Норматив кандидата в мастера спорта:

   

Норматив I разряда

Бурков С. И.

   

Андросенко О.

Малышкин Д.

Вербицкий А. В.

   

Бажин В.

Муроян С. К.

Иманов О.

   

Башкаров А.

Панов А.

Киреев И. П.

   

Бордунов П.

Поспелов А.

Кодолова Е.Н.

   

Бурков С. И.

Пронин И. Ю.

Кондратьев С.А.

   

Власов А. Ю.

Порохов А.

Костиков В. А.

   

Григорьев В. Л.

Редькин Н. В.

Костиков О. В.

   

Денисов А.

Рычков А. Н.

Крайнов В. М.

   

Дубов Ю. Г.

Рябухин С.В.

Куприянов В. И.

   

Дудин В. В.

Санников А.

Лыткин С.

   

Завалин В. Г.

Семенов Н.В.

Маслов С. Н.

   

Козлов Б. Н.

Стасенко О. П.

Михеев А. Б.

   

Кондратьев С.

Суетина А.

Панов С.

   

Куприянов В.

Тетушкин Н. Н.

Пастухов Б. В.

   

Лаврененко П.

Форсов А. А.

Пастухов В. Г.

   

Ландин А.

Хорешко К.Л.

Рябухин Е.С.

   

Лошкарёв С.

Чернов А.В.

Сысоев В. Я.

   

Ляпина Н.

Шаповаленко В.Н.

Холодняк Д.С.

   

Мачинский С.

 

Хорешко Л. Л.

   

 

 

 


Приложение 4

Яхты, построенные силами членов яхт-клуба

Год

Яхта

Участники работы

1964

буер «Монотип-XV» – 2 шт.

В. Г. Пастухов

1965

швертбот «Пионер» – 13 шт.

Г. В. Курочкин

1968

швертбот «Кадет» – 2 шт.

В. Г. Пастухов, В. Рогачёв, В. Крайнов

1968

швертбот «М-Шарпи»

В. Г. Пастухов

1970

швертбот «Летучий Голландец»

В. Г. Пастухов

1972

швертбот «Оптимист» – 1 шт.

В. Г. Костиков, В. Крайнов

1974

буер «DN-60» – 4 шт.

В. Г. Завалин

1982

швертбот «Оптимист» – 6 шт.

В. Г. Пастухов

 

виндсерфер – 2 шт.

В. Г. Костиков, В. Крайнов

 

детский буер «Малютка» – 2 шт.

В. А. Костиков.

1983

швертбот «Ок»

В. Г. Костиков

 

швертбот «470»

В. Г. Пастухов, Н. Ю. Редькин, О. Андросенко

1984

поплавки катамарана «В»

В.Г. Пастухов

 

изготовление болвана и матри­цы парусной доски «Вингляй­дер-Гранит»

В. Г. Пастухов, С. Муроян, В. А. Костиков

1985

вингляйдер Гранит – 6шт.

В. А. Костиков, В. И. Куприянов, С. Деменюк, С. М. Маслов

 

зимние парусные лыжи – 2 шт.

В. А. Костиков

1987

зимние парусные сани – 8 шт.

В. А. Костиков

 

учебный парусный швертбот «Робинзон»

С. М. Маслов

 

буер «DN-60»

С. А. Кондратьев

 

крейсерская яхта «Мезон»

М.В. Малышев

1990

яхта «Соло»

В. А. Костиков

1993

яхта «Мираж», яхта «Жигули»

В. Г. Пастухов, В. С. Вербицкий, А. Н. Чаплыгин.

1997

швертбот «Оптимист» – 5 шт.

 

В. Г. Пастухов, В. А. Костиков, А.И. Алдошин, М.В. Малышев, А. Н. Чаплыгин

 

учебный швертбот «Робинзон»

В. А. Костиков, В. С. Вербицкий

1998

яхта «Аура»

В. Г. Пастухов

1999

яхта «Стефан»

В. С. Вербицкий

2007

Яхта «Агата»

Б. Г. Мелентьев

2008

Яхта «Малыш»

В. Г. Пастухов

 

 

Статьи, очерки, заметки о Яхт-клубе в Интернете

                  Яхт-клубу 50 лет. актор Н.Дандыкин

                  Озерские яхтсмены претендуют на включение в сборную России.   Озерский вестник

                  9 самых крупных яхт-клубов Челябинской области

                  Хрустальный кубок 2011 Челябинской области

                  История  яхт-клуба Видео 1

                  История  яхт-клуба Видео 2

                  История  яхт-клуба Видео 3

                 

                

 

На главную