Краткая история яхт-клубов
Трудно найти в истории человечества какое-либо другое
открытие, которое можно было бы поставить в один ряд с изобретение колеса и
паруса. Имя того первого, кто догадался поднять над своим челном кусок ткани и
поймать ветер, сделать его своим слугой, осталось безвестным. С древнейших
времен парусные суда как средство передвижения использовались народами, населяющими
берега морей, озер и больших рек.
Исторические и археологические находки и свидетельства устного
эпоса разных народов говорят лишь, что парусные суда строились ещё за много
веков до нашей эры и их строительство постоянно совершенствовалось, появлялись
конструктивные находки, которые позволяли сооружать быстроходные суда. Именно
на парусниках переплыли океан первооткрыватели Америки, Австралии и Антарктиды.
Спортивные соревнования парусников, вероятно, проводились
ещё во времена Гомера, но их результаты нигде не были зафиксированы, и потому
история парусного спорта начинается с момента создания первых яхт-клубов.
Первым в мире яхт-клубом
по его уставу, положению и задачам следует признать Невскую флотилию, созданную
по указу Петра I 12 апреля 1718 г. Однако после смерти Петра Невская
флотилия распалась, и потребовалось свыше ста лет, чтобы в России появился
новый яхт-клуб. В 1846 г. был выработан устав «Императорского
Санкт-Петербургского яхт-клуба». Первая гонка этого клуба, в которой принимало
участие семь парусников довольно большого тоннажа, состоялась 8 июля
1847 г. Состязались за Толбухиным маяком, и главный приз – серебряную вазу
– выиграл тендер «Варяг». Однако этот яхт-клуб был настолько далёк от спорта,
что в конце столетия его комитет заявил официально: «члены Императорского
яхт-клуба спортом не занимаются»
В 1858 г. в Петербурге был организован кружок любителей
паруса, который получил необычное по тем временам название «Моряк на все
руки». Название это в морском министерстве не понравилось, и после нескольких
месяцев переписки кружок был переименован в «невский яхт-клуб». Клуб был открыт
для представителей всех сословий, и высшим петербургским сановникам не
понравилось, что популярный клуб не попадает под их влияние. И к пятидесятилетию
своего существования этот клуб получил наименование «Императорский речной
яхт-клуб». К этому времени в нём насчитывалось более пятисот яхт, а
постоянных членов – свыше двух с половиной тысяч человек.
В России появлялись яхт-клубы и в других городах, и к
девяностым годам 19 века их насчитывалось уже около семидесяти. Но до
1912 г. эти клубы были никак не объединены. Балтийский и Финляндский парусные
союзы не были национальными. А так как в стране не было общенациональной
организации, то и участвовать в олимпийской регате яхтсмены России не могли.
Такая угроза оказалась весьма действенной, и очень быстро был образован
Российский парусный гоночный союз. В марте 1912 г. был утвержден его
устав, а в апреле он уже был принят в Международный союз. В этом же году
российские яхтсмены впервые приняли участие в олимпийских играх в Швеции, где
бронзовую медаль завоевал А. Вышнеградский
Кроме Невской флотилии на звание первого в мире яхт-клуба
претендует также Водный клуб, созданный в 1720 г. в Ирландии в городе Корк.
Англичане считают его первым яхт-клубом, хотя в Невской флотилии было свыше
ста человек, а в клубе Корка всего двадцать пять. Впрочем, спор этот никакого
значения не имеет, так как Водный клуб прекратил своё существование в 1765 г.
В чём бесспорно первенство принадлежит англичанам, так это в
организации и проведении первой гонки яхтсменов любителей. В 1662 г.
английский король Карл II на яхте «Джами», построенной по его собственным
чертежам, выиграл состязание от Гринвича до Травесунда и обратно у своего
брата – герцога Йоркского.
Американцы основали свой первый яхт-клуб в Нью-Йорке в 1811 г.,
но он быстро распался. Вторично – и на сей раз успешно – попытка создать клуб
была предпринята в 1844 г. А уже в 1851 г. члены этого клуба приняли
участие в международных соревнованиях – они выступили на состязаниях за
«Кубок королевы», который учредила королева Англии Виктория для победителей
гонки вокруг острова Уайт. Янки по подписке собрали деньги на строительство
яхты для этой гонки и дали ей название «Америка».
В том состязании с четырнадцатью английскими яхтами
американцы одержали убедительную победу и … увезли к себе копию кубка, так
как королева учредила этот трофей для поощрения английских яхтсменов.
Победители преподнесли серебряную чашу в дар своему клубу и назвали его «кубок
Америки». Соревнования за этот кубок являются традиционными, и сейчас в них
принимают участие яхты класса «12 метров».
В Швеции Королевское парусное общество было основано в
1831 г., а первая гонка состоялась в 1833 г.
В Финляндии Нюландский яхт-клуб был основан в 1861 г.
Общество парусников на Марне было учреждено в 1838 г.,
и эту дату считают началом организации парусного спорта во Франции.
Первый итальянский яхт-клуб – Королевский итальянский
яхт-клуб – был основан в Генуе, в 1879 г.
Деятельность яхт-клуба в 50-х – 60-х годах
Появление яхт не привело, конечно, сразу к созданию
яхт-клуба, сначала была организована просто парусная секции. Приказ о её
создания, не найден, поэтому точную дату основания установить не удалось.
Предположительно, это произошло вскоре после сборки и спуска на воду всех привезенных
в первой партии яхт, так как сохранилось свидетельство № 1от
14 августа 1952 г. о присвоении Е. М. Лахтикову звания
рулевого II класса
(см. ил. 4), т.е. в то время яхтсмены уже были «организованы» и
с ними велась методическая работа.
Иллюстрация
Свидетельство о
присвоении звания яхтенного
рулевого II класса Е. М. Лахтикову
Для работы секции было
выделена одно из помещений административного здания стадиона «Химик» (сейчас
«Труд»), а яхты предположительно стояли на якорях в бухте возле стадиона.
Дата перебазирования яхт к современному местоположению
яхт-клуба так
же не установлена. Видимо это произошло в начале лета 1953 года, сразу после
постройки здания лыжной базы и эллинга, которые, по некоторым данным, были
построены весной 1953 г.
Дата косвенно подтверждается сохранившимися чертежами проекта лыжной базы и эллинга
датированными 1952 г. и фотографией, датированная весной 1957 г.
(см. ил. 5), на которой
видны вытащенные на берег (на зимнее хранение) яхты и уже построенный эллинг
(справа) в том виде, в котором он просуществовал до 21 октября 1994 г.
Первым начальником парусной секции был Б. С. Картузов (см.
ил. 6), в 1954 г. назначенный решением Завком-7
заведовать водными видами спорта. В секции тогда занималось около 100
человек. В штате спортивных работников были тогда также боцман и моторист.
Лучшие рулевые тех лет: М. В. Гладышев, Е. М. Лахтиков,
Н. В. Ильин, Черенков, Куликов, Богатов, Афанасьев.
К 1955 г. в яхт-клубе уже имелось четыре яхты типа Л-3, две
Л-4 («Москва» и «Родина»), три яхты звёздного класса и 5 швертботов
типа «Р».
К 1958 г. класса «Р» уже не было, а появились яхты
национального класса «М» – 6 шт., международного класса «Финн» - 4 шт., 4 буера
типа «Монотип 15». Килевой флот оставался в прежнем составе: Л-4 – «Москва» и
«Родина», Л-3 – 4 шт., звёздного класса –
3 шт.
До 1957 г. выезд на яхтсменов соревнования вне города
был запрещен. Поэтому озёрские парусники тогда соревновались только между
собой. Парусные соревнования тогда пользовались не меньшей популярностью, чем
футбол.
В 1957 г. запрет на выезд был снят и «сороковские» яхтсмены впервые приняли участие во вне городских соревнованиях – матчевой
встрече городов Южного Урала. Чемпионами стали экипажи во главе с
Г. Н. Клочковым (в классе «М») и Н. Семеновым (в классе «Звездный»).
Призёрами стал женский экипаж в классе «М» во главе с рулевой
Л. А. Крыловой.
Иллюстрация
Весна 1957 г.
Яхты, вытащенные на
берег, на зимнее хранение.
Справа виден эллинг.
Иллюстрация .
Б. С. Картузов (слева)
и моторист (справа) яхт-клубовского катера
В этом же году из-за разногласий с руководителем Совета ФК
«Химик» Б. С. Картузов уходит со своей должности.
Курс на возрождении водных видов спорта и успешная работа
секции, а также настойчивость яхтсменов привели к тому, что 31 октября 1958
года решением городского комитета профсоюза был учреждён яхт-клуб (см. ил. 7) с полным штатным расписанием. Тогда же вторым
начальником яхт-клуба и его первым тренером становиться приехавший из Екатеринбурга
по приглашению яхтсменов, ездивших в 1957 г. на «Первенство Урала», Б. Н. Барабошкин.
И уже в 1959 г. на первенстве Урала спортсмены яхт-клуба вновь подтвердили
своё мастерство, заняв второе место в командном зачете. Успех команде принесли:
Л. А. Крылова – первое место (класс М»),
В. Г. Пастухов – второе место (класс «М»), С. А. Веселова –
третье место (класс «Финн»).
Зимой 1961 года по
неустановленным причинам происходит изменение состава флота яхт-клуба – яхты
класса Л-3, Л?4 были отправлены в Ленинград, а взамен были получены 4 яхты класса
«М» («сороки»), и 5 класса «Финн». Таким образом, после списания по старости
последней яхты звездного класса, (примерно в 1969 г.) яхт-клуб надолго остается
без килевых яхт.
Летом 1961 впервые проводится первенство Центрального совета
(ЦС) – отборочные соревнования в сборную ЦС для выступления на первенстве
Советского Союза. Команда яхт-клуба выступила прекрасно, чемпионами стали: в
классе «М» - экипаж: рулевой – В. Г. Пастухов, матросы В. В. Мокичев,
Ю. С. Золотарёв, в классе «Финн» - В. В. Дудин; экипаж «Дракона»
- рулевой – Н. В. Семенов, матросы Ю. В. Бочков, Г. Галямов заняли
2-е место.
С этого времени и до прекращения
соревнований на первенство ЦС спортсмены яхт-клуба выступали там весьма успешно.
Но, несмотря на неоднократные победы в первенстве ЦС, что автоматически
означало включение в сборную ЦС, никто не торопился везти наших спортсменов на
крупные соревнования, обычно все сводилось к отсутствию денег. Только в 1963 г.
чемпионы первенства ЦС в классе «М», экипаж в составе: рулевой –
В. Г. Пастухов, шкотовые – А. А. Валидов, Г. Новокрещенов,
участвовал в первенстве Советского Союза в составе сборной команды ЦС в
г. Каунасс и занял 9 место в классе «М». Там не обошлось без
«приключений»: перед третьей гонкой «бойкому провинциалу» вывернули шурупы из
стенки швертового колодца и, при очередном повороте, она отвалилась и яхта
заполнилась водой, после чего пришлось сойти с дистанции и на буксире идти в
гавань (на ремонт).
В 1964 г. Б. Н. Барабошкин уезжает из города и начальником
яхт-клуба становиться Г. В. Курочкин. К этому времени уже официально
ввели соревнования по парусному спорту среди детей, поэтому осенью
1964 года Г. В. Курочкин набирает школьников и начинает занятия
(теория и правила парусного спорта, такелажное дело и устройство яхт). Ему
помогали тогдашние старшеклассники, уже рулевые II класса А. Форсов,
Б. Козлов, Ю. Дубов.
За границей тогда уже были детские международные классы яхт
– «Оптимист» и «Кадет». Так как в яхт-клубе не было этих классов (вообще не
было детских классов) и купить их не было возможности, было принято решение о
постройке нескольких яхт класса «Пионер», как класса наиболее близкого к
«Кадету» и на который удалось найти проект (был опубликован в журнале «Катера и
яхты»). За зиму 1964-1965 годов в
мастерских школ № 21, 34, 36, 40 и при помощи школьников были построены
первые 6 швертботов, Руководили школьными «группами юнг» яхтсмены
Г. В. Курочкин, А. А. Петров, А. Е. Лахтиков,
Б. Козлов, Ю. Дубов, В. Сысоев.
Остальные «Пионеры» строились уже в мастерской лыжной базы
(см. ил. 8). Всего же, за несколько лет, было построено 13
«Пионеров».
Следует отметить, что до конца 60-х годов яхтсмены не имели
нормальной возможности зимой готовить лодки
к навигации (или строить новые). Яхтенный эллинг был не отапливаемый, в мастерские лыжной базы спортсменов не пускали,
а состоящий в штате Горспортсовета столяр всю зиму был занят – «чинил лыжи».
Поэтому первые «Пионеры» строились по школьным мастерским. В дальнейшем для
яхт-клуба удалось «отвоевать» мастерскую (см. ил. 9) и класс для занятий (см. ил. 10).
В первую навигацию
1965 г. вышло 4 яхты класса «Пионер», все под одним парусом вместо двух,
так как приходилось «изобретать» их из старого брезента и в августе были проведены
первые соревнования среди детей на трёх «Пионерах». В соревнованиях участвовало
5 рулевых.
Иллюстрация .
Первый лист первого
устава яхт-клуба.
Общий же состав флота яхт-клуба, кроме «Пионеров», к навигации
1965 г. был следующий: 9 лодок класса «М», 5 класса «Финн», 3 звездного
класса.
Зимой яхтсмены
катались на ледовых яхтах – буерах (см. ил. 11).
Иллюстрация
Строительство
«Пионера» в мастерской лыжной базы.
Иллюстрация
9
Мастерская яхт-клуба, видны две ремонтируемые яхты класса «Оптимист»
Помимо проблем с мастерской, в рассматриваемый период перед
яхт-клубом остро стояла проблема не благоустроенности берега. Сложно просто
подойди на яхте к берегу, возле которого
из воды торчат большие камни, ещё сложнее на каждой тренировке на руках
спускать на воду лодку, а потом после «выносить» её а берег. Бюро яхт-клуба ежегодно, не по одному разу
обращалось к спорткомитету с этим вопросом, но никаких результатов не было.
Доходило до того, что спортсмены сами нашли, у кого можно было взять бетонные
блоки (некондиционные) бесплатно (!), но спорткомитет всю зиму не давал
транспорта для их перевозки, а когда весной нашел, то блоки уже отдали в какой-то
колхоз.
В данном случае, спортсмены даже не просили, что бы кто-то сделал берег:
«Президиум парусной секции заверяет правление с/к «Гранит», что бон может быть
построен силами секции…..».
В конце концов Горспортсовет помог (спуск к воде облицевали бетонными плитами),
правда только после того, как яхтсмены пригласили на берег журналистов местного
телевидения. Спортсменам, впрочем, и самим пришлось поработать на берегу (см. ил. 12).
Иллюстрация10
Учебный класс
яхт-клуба
Иллюстрация 11
Буер «Монотип-XV».
Иллюстрация 12
Подготовка берега
перед эллингом для укладки бетонных плит
В 1966 году воспитанники яхт-клуба впервые приняли участие в
областных соревнованиях. Первым чемпионом области в классе «Кадет» стал
«девчоночий» экипаж (рулевая В. Юстус). Юноши стали призёрами только в
1967 году, в классе «Летучий голландец» (экипаж: рулевой
В. А. Костиков, шкотовый Л. Нужин).
В конце 1966 года Г. В. Курочкин уезжает из
города. Занятия с детьми проводят тренеры-общественники Б. Б. Козлов и В. Г.
Пастухов.
Следует отметить, что Г. В. Курочкин, был последним
начальником яхт-клуба, который сам занимался парусным спортом. Все последующие
люди, занимавшие эту должность вплоть до 1994 г., были «заведующими
хозяйством» (сейчас «заведующий спортивной базой»).
Зимой 1967-68 г., под руководством
В. Г. Пастухова молодые яхтсмены В. Рогачёв и В. Крайнов
строят 2 первых в яхт-клубе швертбота международного юношеского класса «Кадет»
(см. ил. 13) и несколько лет побеждают на областных юношеских
соревнованиях.
С этих лет и до сегодняшнего времени юношеская команда
яхт-клуба является одной из сильнейших в области.
Надо отметить, после получения возможности выезда из города,
спортсмены яхт-клуба отметились не только на дистанциях, но и в судейской и мерительной парусной работе. Звания судей
по парусному спорту 1 категории получают: Ю. С. Золотарев,
Г. И. Антипов, Г. В. Курочкин, А. Е. Лахтиков
Члены яхт-клуба (имеющие судейскую квалификацию) участвуют в работе областной
судейской коллегии. Л. И. Голобурдо получает удостоверение мерителя
парусных спортивных судов.
К 1969 году в яхт-клубе было подготовлено примерно около 300
рулевых разных классов.
Примерный состав флота яхт-клуба к концу 60-х годов: 6 лодок
класса «Финн», 9 класса «М», 14 класса «Пионер», 1 – класса звездный.
Иллюстрация 13
«Кадет» на стапеле в
мастерской яхт-клуба
Деятельности яхт-клуба в 70-х – 80-х годах
Начало 70-х годов ознаменовались пополнением флота яхт-клуба
первыми яхтами международных классов:
– зимой 1969-1970 г. был построен (В. Г.
Пастуховым и В. Муратовым) «Летучий Голландец» (см. ил. 14);
– зимой 1970-1971 г. детская яхта «Кадет» (под
руководством В. А. Костикова);
– зимой 1971?1972 г. так же детская яхта «Оптимист»
(под руководством В. А. Костикова).
В дальнейшем примерно до конца 70-х происходит пополнение
флота яхт-клуба, яхтами, списанными из московских яхт-клубов, (в частности из
яхт-клуба «Аврора»). Таким образом, яхт-клуб получил практически новую лодку
класса «Летучий голландец» (тут доброта москвичей объяснялась бракованным
корпусом яхты), два катамарана класса «В» - первые в яхт-клубе (оба корпуса
одного из них были переломлены пополам), 2 пластиковых «Финна», яхту юношеского
класса «ОК».
К 1980 году было ещё построено 5 яхт класса «Оптимист», 3
«Кадет», 2 катамарана класса «Торнадо», «ОК», «470».
Были получены так же 4 новые
яхты:
1977 г. – катамаран класса «Торнадо»;
1979 г. – «Финн» - 2 шт., «470» - 1 шт.
Выступления на соревнованиях были по-прежнему успешные. В
сезон 1970 г., став чемпионом в классе «Летучий Голландец» на первенстве
ЦС, рулевой В. Г. Пастухов первым из наших яхтсменов выполняет
норматив кандидата в мастера спорта (см. ил. 15).
Иллюстрация 14
На переднем плане
первая в яхт-клубе яхта международного
класса «Летучий Голландец» (самодельная).
Иллюстрация 15
Удостоверение
кандидата в мастера спорта, первое в яхт-клубе.
К 1975 году нормативы в кандидата в мастера спорта выполняют
В. А. Костиков, А. С. Михеев, В. Сысоев,
В. Крайнов. А команда яхт-клуба является сильнейшей в области (см.
ил. 16).
Продолжается своеобразная политика ЦС в отношении «не своих»
яхтсменов: в 1973 год чемпиона ЦС в классе «Финн» - Ю. С. Золотарёва
все таки включили в сборную первенства ЦС, и он поехал на балтийскую регату…
запасным. Его взяли всего лишь запасным, так как, несмотря на победу, ему никто
не собирался предоставлять лодку, соответствующую уровню (международному)
регаты, а яхт-клубовское «старьё» туда просто не допустили бы. Таким
образом, он просидел на берегу все соревнования.
По поводу возраста яхт во флоте в яхт-клубе уместно привести
одну историю. В начале 1970-х годов яхтсмены клуба «выбили» финансирование для
поездки на первенство России в город Сочи. При сборке привезенного катамарана
класса «В» (см. ил. 17), которых в «приличных» яхт-клубах к тому времени уже
не было, к нашим яхтсменам подошел кто-то из другой команды и спросил: «что это
за тип такой катамарана». Наши ребята решили «не ударить в грязь лицом» и
сказали, что это самая новейшая опытная модель, которую они привезли на испытания,
после чего они милостиво позволили восхищенному «приобщившемуся» обмерить и
сфотографировать лодку.
Иллюстрация 16
Переходящие кубки
первенства области в 1971-1975 г. в классах «М», «ЛГ» и «Финн», неоднократно
завоеванные спортсменами яхт-клуба.
Из других успехов
яхтсменов следует отметить Г. Н. Клочкова, который первый (и пока
единственный из членов яхт-клуба) получает в 1974 г. звание судьи
республиканской категории (см. ил. 18).
Иллюстрация
17
Спортсмены яхт-клуба собирают привезенный на
первенство России катамаран класса «В» (г. Сочи, начало 1970-х годов)
Иллюстрация 18
Удостоверение судьи
республиканской категории, единственное в яхт-клубе.
В противоположность спортивным успехом отношения с
сотрудниками Горспортсовета складывались далеко не лучшим образом. Были
проблемы с заведующим базой, кладовщиком, с открыванием эллинга спортсменами для
выхода на воду, а тренировки в начале навигации 1972 г. вообще были сорваны
из-за отсутствия моториста катера.Яхт-клубу удалось договориться с военной частью, об установке их летнего бассейна
из бонов (см. ил. 19, длина 10 м, ширина 2 м), возле яхт-клуба, чтобы
можно было пользоваться бонами как причалами. На зиму боны нужно было
вытаскивать на берег. Горспортсовет, который просили помочь с причалами с начала
60-х, обещал тут помогать техникой. В результате яхтсмены каждый год своими силами
самостоятельно ремонтировали, вытаскивали и спускали боны.
Иллюстрация 19
Причал яхт-клуба
- два сцепленных бона.
К 1980 году в составе флота яхт-клуба было: 8 яхт
класса «Финн», «М» - 4 шт., «470» - 2 шт., «ЛГ» – 2 шт., «ОК» - 2 шт.,
«Кадет» ? 5 шт.,
«Оптимист» – 5 шт., катамаранов
класса «В» - 3 шт. При этом яхт-клубе был в сложном положении. Даже членам
сборной области не на чем было выступить на финале 7 Спартакиады народов
РСФСР. С 1965 года, с времени начала занятий с детьми, было построено 23 детские яхты, к 1978 г.
их осталось 9. Горспортсовет за это время не купил ни одной деткой яхты. Второй
год не объявлялся набор в яхт-клуб, число членов сокращалось, хотя желающих
заниматься было много, но не было лодок. Не хватало даже спасательных жилетов,
на тренировки приходилось выходить в две смены. Всего в клубе осталось 19
взрослых и 11 детских судов, из них 15 самостоятельной постройки. По нормативам
Спорткомитета СССР на яхте можно выступать 5 лет, со дня изготовления. В
дальнейшем её можно использовать только для учебно-тренировочных целей. К тому
моменту в яхт-клубе оставалась только 1 яхта, на которой спортсмены имели
право выступать на соревнованиях. (Справка по годам о приобретении новых яхт:
1957 г. – 2, 1958 г. – 2, 1961 г. – 1, 1963 г. – 2, 1965 г. – 3, 1970 г. –
3, 1973 г. – 2, 1977 г. – 1). Дополнительно, при широком использовании везде
дакроновых парусов, в яхт-клубе их было только 2.
В связи с критическим положением по наличию допускаемых к
соревнованиям лодок яхт-клуб обращался в Горком КПСС, писали письмо в Горком ВЛКСМ с просьбой о приобретении
3-х детских яхт: 2 – «Кадет», 1 -
«Оптимист».
Однако самым большим достижением стало … только приобретение Горспортсоветом спасательных жилетов.
Усилия яхтсменов по получению новых яхт увенчались некоторым
успехом только после 1984 г., когда
были получены новые яхты:
1985 г. – 2 стеклопластиковых виндсерфера;
1987 г. – 1 виндсерфера и 4 яхты класса «Луч»;
1988 г. – 2 стеклопластиковые прогулочные яхты типа
«Ассоль»;
1989 г. – 2 яхты класса «Луч».
Большую щедрость проявлял московский яхт-клуб «Аврора», в
середине 80?х, впервые в яхт-клубе появились фабричные детские швертботы – 5
«Кадетов» и 4 «Оптимиста». Последним пополнением из «Авроры» было 10 парусных
досок «Пагги», которые впрочем, годились только для начального обучения или
«покататься».
Так что по-прежнему яхт-клуб вынужден был заниматься
самообеспечением: зимой 1982 г. В. Г. Пастухов организует
постройку 6 стеклопластиковых «Оптимистов», а ещё через год ещё трёх «Кадетов»
(в этой работе помимо взрослых активное участие принимали А. Поспелов,
Н. Ю. Редькин, О. П. Стасенко, О. Андросенко). Этой же
зимой В. А. Костиков и В. Крайнов строят первый в яхт-клубе
«Виндсерфинг». Для занятий зимой снова, после перерыва, строятся буера,
парусные лыжи и сани.
В 1987 г. М. В. Малышев после долгих трудов завершает
строительство килевой крейсерской яхты «Мезон» (в «Мезон» была переделана
старая лодка класса «М»). Этот год можно считать началом возрождения килевого
флота в яхт-клубе, так как следом в (1988 г.) были куплены новые
прогулочные яхты типа «Ассоль» в 1990 г., построена яхта «Соло» (В. А.
Костиков) (см. ил. 21), и далее построены металлические девятиметровые яхты
(см. Главу 4).
Для создания акватории защищенной от волн в 1986 г. возле эллинга
был выкопан залив, так что возрождающемуся крейсерскому флоту уже была приготовлена
гавань (см. ил. 20).
Иллюстрация 20
Залив возле эллинга
и в нем флот яхт-клуба на стоянке
Иллюстрация 21
Возрожденный килевой
флот, слева направо: «Мезон», «Соло», 2
«Ассоли»
Яхт-клуб не только строил, но и терял: в 1987 г. при
возвращение с чемпионата области, при разгрузке с грузовика рама, с
привязанными к ней лодками опрокинулась. Были раздавлены поплавки единственного
к тому времени «гоночного» (т.е. пригодного для гонок) катамарана, серьезно
повреждена парусная доска и «Финн». Причина этой аварии была проста –поскольку
по традиции культивируемой Горспортсоветом,
спортсмены парусники должны делать все сами и вручную, при каждой
поездке на соревнования, тяжеленную раму приходилось снимать с грузовика (и
ставить на грузовик) вечером (или утром) и быстро (водитель же на работе). Вот
и не удержали однажды.
Спортивная жизнь яхт-клуба и в этот период, вопреки всем
проблемам, протекала успешно. Спортсмены яхт-клуба выступала как команда
спортклуба «Гранит» и были одними из сильнейших на областных соревнованиях и
матчевых встречах. На соревнованиях более высокого уровня успехи так же были,
но гораздо реже, так как, во-первых, для поездки в составе сборной обычно
просто не было средств, во-вторых, начиная примерно с середины 70?х годов
сильное влияние на результаты соревнований начинает оказывать различие в
качестве материальной части (корпус и вооружение яхты) «богатых» и «бедных»
яхт-клубов, в-третьих, сказывалось практически постоянное отсутствие в
яхт-клубе постоянного штатного тренера (только период с 1985 по 1990 г. в
яхт-клубе был штатный тренер – воспитанник яхт-клуба С. М. Маслов).
Всего за рассматриваемый период было подготовлено около 15
кандидатов в мастера спорта.
Выполнить более высокие нормативы не удавалось, так как спортсмены яхт-клуба,
по причинам, указанным выше, просто не участвовали в соревнованиях
соответствующего уровня.
Лучшими спортивными успехами были: победы и призовые места
на первенстве центрального совета в 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 80 г.г.,
на «Кубке Урала» в 1972, 1987, 1988, 1989 г.г.
Следует отметить, что до конца рассматриваемого периода
коллектив яхт-клуба по прежнему остается «гоночным», т. е. люди, приходили в
яхт-клуб, в основном, на тренировку, а не «покататься». Это связано, видимо с
тем, что до 1987 яхт-клуб не имел килевого (крейсерского) флота, а гоночные
швертботы малопригодны для «полноценного отдыха» на воде. Спортивную ориентацию
озерских парусников хорошо иллюстрирует юмористическая история, происшедшая на
матчевой встрече, посвященной юбилею яхт-клуба «Заря» (г. Миасс), который
в то время был типично «катающийся». Спортсмены приехали в «Зарю» без своих
лодок, так как яхты предоставляли хозяева. Началось всё с того, что при попытке
набить (натянуть) штаг сломалась мачта на эмке (яхта-класса «М»), потом в
гонке, треснула мачта на «Финне» (у А. В. Вербицкого), сломалась мачта на
«Драконе» (рулевой Пастухов В. Г.), а на «Темпесте» мачта уцелела, видимо
просто потому, что экипаж В. А. Костикова, видя такое положение дел, не стал
ставить спинакер. «Больно круто ходите» сказали напоследок миасцы, впрочем,
встреча все равно прошла дружественно, а мачту «Дракона» Б. В. Пастухов даже
успел склеить.
Вообще, достойно выступать в сложных условиях, не имея
возможности для приобретения опыта и даже лодки, на которых проводятся
соревнования – вынужденная традиция яхт-клуба. Например, первые яхт-клубовские
чемпионы и призёры соревнований 60-х годов в классе "Летучий
Голландец" до 1970 года тренировались на лодке класса «М», а первые
соревнования в классе «Луч» выигрывали спортсмены яхт-клуба, тренирующиеся на
«Финне».
В конце 80-х годов яхтсмены яхт-клуба неоднократно
приглашались администрациями соседних городов – Кыштыма и Касли, для
показательных выступлений на городских праздниках.
Для детской секции яхт-клуба, начиная с 1978 года, в летнее
время при яхт-клубе организуются спортивно-оздоровительные лагеря. Взрослые
яхтсмены в свои отпуска «возятся» с подростками. Первый год дети даже ночевали
в яхт-клубе, но в последствии от этого вынуждены были отказаться из-за
отсутствия персонала и оборудованного помещения (ребята ночевали в мастерской
на раскладушках). «Удобства» были «во дворе», на территории спасательной
станции. С 1989 г. в связи со сменой подчинённости яхт-клуба организация летних
лагерей прекратилась, и возобновилось только в 1994 г.
К 1989 году в яхт-клубе
было подготовлено примерно около 400 рулевых разных классов
Состав флота яхт-клуба к 1989-х году: 4 яхты класса «Финн», 2 – «М», 6 – класса «Луч», 8 –
«Кадет», 8 – «Оптимист», 2 – «470», 2– «ЛГ», 3 – «ОК», около – 13 парусных
досок, 2 – типа «Ассоль», 2 – самодельные килевые яхты («Мезон», «Соло»).
Заключительным событием периода можно считать передачу в 1989 году,
в связи с перестройкой, городского спортклуба «Гранит», а значит и яхт-клуба, находящегося
у него в подчинение, с баланса химкомбината «Маяк», в подчинение городского
совет физкультуры и спорта (в связи с этим, был принят новый устав яхт-клуба
см. ил. 22). Для яхт-клуба (теперь он назывался яхт-клуб
«Гранит») это выразилось вообще в полном прекращении финансирования, кроме
оплаты поездок детей на соревнования.
1
Иллюстрация 22
Первая страница
устава яхт-клуба «Гранит» 1989 года
В эллинге сгорел почти весь яхт-клубовский флот: 20 парусных
досок, 2 эмки, 2 самодельных яхты, 11 «Оптимистов», 10 «Кадетов», 3
«Финна», 8 «Лучей», одна крейсерская яхта «Мезон». Ущерб по тогдашним ценам
составил около двух миллионов руб. Уцелели только 4 крейсерские яхты, которые
не успели убрать в ангар (Две яхты типа «Ассоль» и две металлические самодельные
яхты).
Однако яхт-клуб сохранился и даже продолжил деятельность.
Зимой продолжились занятия в мастерских и учебных классах, а так же в спортзале
бассейна «Дельфин». К лету 1995 г. с помощью администрации Горспорткомитета
были приобретены списанные из Екатеринбургского яхт-клуба детские яхты: две
класса «Кадет» и одна класса «Оптимист». Подростковых яхт не было, многие
ребята перестали заниматься, но те, кто остался, продолжали тренироваться по
очереди и даже заняли призовые места в классе «Кадет» и «Луч-М» на кубке
области среди юношей (в 1995 г.). А в 1996 даже стали чемпионами в классе
«Кадет».
Оставшееся и вновь приобретаемые лодки, и снаряжение,
разместилось в мастерских яхт-клуба и ангаре водно-моторной секции (см. ил. 24).
К лету 1996 г. яхт-клуб насчитывал уже 5 детских яхт.
Зимой были построены ещё 5 фанерных «Оптимистов» и учебный швертбот «Робинзон».
Администрация города в главе с А. Н. Подольским так же
оказывала помощь яхт-клубу. Заказали во ВНИИПИЭТ проект реконструкции
яхт-клуба. Были приобретены детские яхты, моторная лодка «Прогресс» (правда,
без мотора), спасательные жилеты. Приобрели металлический эллинг (без крыши),
начали его монтаж и замену забора, но работы остановились на половине,
т. к. кончились средства (см. ил. 25).
Строительство эллинга завершилось только в 1999 г., а
забор так и не был достроен.
В 1995 г. глава города С. Г. Чернышев направил в клуб
спонсоров (в то время г. Озерск был «оффшорной зоной») – екатеринбургскую
фирму «Коматек», с помощью которых во второй половине 1997 г. и в
1998 г. было приобретено 13 детских яхт (бывших в употреблении), для детей
и подростков, дельные вещи, и 36 комплектов новых гоночных парусов, катер
«Амур».
В 1998 яхт-клуб обретает «независимость» (комитет по
физической культуре, спорту и туризму, участвует в деятельности яхт-клуба как
сооучередитель) – создается некоммерческое партнерство «Озёрский яхт-клуб
«Галс» (см. ил. 26.)
К 2002 г. среди успехов детской команды яхт-клуба кроме
многочисленных побед на чемпионатах области, числятся призовые места на
всероссийской регате «Кубок России», международной регате на призы фонда «Дети
России», «Хрустальный Кубок России», юные спортсмены яхт-клуба регулярно входят
в состав сборной области. Швертботов взрослых классов («Финн», «470», «ЛГ») в
яхт-клубе нет, но «взрослые» яхтсмены довольно успешно выступают в матч-рейсах
на яхтах класса «Микро».
К 2002 году в яхт-клубе было подготовлено примерно около 700
рулевых разных классов.